Наукоград кольцово

17 Июля 2019

Интервью с директором новой третьей школы (Видео)

4 июля на должность директора новой третьей школы был выбран Константин Бацулин. В 2001 году он окончил Московский государственный открытый университет с присвоением квалификации «юрист». Также прошел две профессиональных переподготовки с присвоением квалификаций «учитель информатики» и «менеджер в образовании». Константин Бацулин поделился идеями развития образовательного учреждения и рассказал о профиле будущей школы.

– Здравствуйте, Константин Борисович, хотелось бы узнать о Вас побольше. Вы становитесь директором третьей новой школы в Кольцово, и впервые, наверное, директором становится человек, который в системе образования не так давно. Насколько я знаю, Вы вообще изначально получали юридическое образование? Как Вы попали в систему образования и с чего начался ваш путь?

– Действительно, образование первое у меня юридическое, но в системе образования я уже 23 года и на управленческой должности в виде заместителя директора образовательного учреждения – 5 лет. Как я попал в образование? Главную роль в этом сыграли мой учитель и директора, с которыми я работал. Они помогли мне многому научиться и найти путь в эту профессию. Ещё директор Филимонов Георгий … у него я получил последние знания о построении административной команды и как вести педагогический коллектив к высоким результатам. Тогда у меня появилась уверенность, что я могу стать руководителем. Только к 40 годам я понял, что готов возглавлять образовательное учреждение.

– А как насчет ответственности – огромное количество учеников и педагоги? Вы не боитесь столкнуться с сложностями, ведь, как известно, раньше директором вы не являлись?

– Я исполнял обязанности директора на время отпуска, принимал решения. Иногда это были жесткие и непопулярные решения, но именно административная команда и команда педагогов способна решить разные вопросы, и я очень надеюсь, что кадровый вопрос будет только вопросом, а не проблемой. В наукограде большой интеллектуальный потенциал, рядом – Академгородок. Не буду скрывать, что буду переманивать сильнейших учителей.

– А за счет чего вы собираетесь их переманивать в Кольцовскую школу?

– Условия. Те условия, которые создаются в новой школе, не каждому лицею или гимназии доступны. И, во-вторых, это правильное управление с точки зрения занятости времени. Я уверен, что у учителя нагрузка не должна быть большой, чтобы он мог максимально качественно подготовиться к уроку и преподнести материал. Но я понимаю, что учителя для того, чтобы получать достойную заработную плату, берут 2, 2.5 ставки, с утра до вечера работают, и не приходится говорить о качестве. Поэтому, когда в новой школе будет создан детский технопарк и центр дополнительного образования, он будет предлагать дополнительные платные услуги в виде кружков и секций. Тогда у учителя появится возможность работать во вторую половину дня в центре дополнительного образования и, конечно, это увеличит его среднюю заработную плату.

– Есть 21 биотехнологический лицей, есть 5 школа с углубленным изучением английского языка, какой профиль будет у это школы?

– Это будет цифровая школа. Основной уклон на предметы информатика, физика, математика. Будет программирование, в первую очередь, мы будем участвовать в национальном проекте и будем биться за то, чтобы открыть IT-куб. Сейчас нам никуда не уйти от новых информационных технологий. У нас будет специфическая информатика, которая будет использовать опыт и специфику двух рядом находящихся школ.

– Подразумевает ли это, что Вы будете взращивать кадры непосредственно для наукограда, которые, возможно, в будущем будут работать в Биотехнопарке?

– Да, одна из задач. Я писал это в своей программе развития, когда описывал кадровые условия. Я проанализировал отчеты по самообследованию 21 лицея и 5 школы, посмотрел поступление выпускников за последние три года и увидел, что выпускники в основном поступают в НГТУ, НГПУ и СГУГИТ. Я могу предположить, что эти выпускники уже старших курсов продолжают проживать на территории Кольцово. И поэтому моим одним из решений будет приглашение их работать с детьми именно в своем технопарке. Это позволит мне не только решить малую часть кадрового вопроса, но и удержать молодых специалистов здесь.

– Если не получится осуществить проект, чтобы молодые кадры оставались здесь? Потому что люди стараются куда-то уехать из Новосибирской области достаточно большой отток

– Да, такое действительно есть. Но федеральный проект, который сейчас реализуется как «Академгородок 2.0» и построение такого амбициозного, крупного проекта как «СКИФ» – инвестиционная привлекательность для молодых ученых, для уже действующих ученых. И я думаю, что Кольцово — это действительно перезагрузка. Поэтому я уверен, что сюда будут приезжать специалисты, которым нужна будет работа.

– Именно поэтому и Вы сюда приехали? Вы продолжаете где-то деятельность помимо или заканчиваете?

– Да, я заканчиваю свою деятельность, переезжаю сюда и буду работать только здесь. Один из факторов между выбором школы в городе или в Кольцово как раз состоял в этом. Я здесь вижу большие перспективы.

– Какие первые шаги вы собираетесь сделать, сидя в кабинете, скажем, для новой школы?

– Первые шаги — это, конечно же, получение административной лицензии, потому что в настоящее время есть юридическое лицо, но нет лицензии. С 1 января в силу вступают профессиональные стандарты, которые предъявляют уже к учителям новые требования, не только как государственные федерально-образовательные стандарты, но и профессиональные. То есть это нормативно-правовые акты, создание и их написание, чтобы было понятно, как работать, с кем работать и какие результаты от учителей ожидать. Также формирование административной и педагогической команды, то есть подбор кадров будет в первую очередь. Но вот сейчас, на моменте, так скажем, перед сдачей – это закупка мебели чтобы это, с одной стороны, отвечало санитарно-этимологическим нормам, ну и с другой стороны, чтобы было действительно комфортно для учеников. Внутри создать комфортные условия для учеников и учителей.

– Когда первые детки уже пойдут в школу?

– Первые детки – это будут начальные классы, придут уже в четвертой четверти. То есть уже апрель – май будут учится уже в новом здании, в учебном корпусе, школа будет разбита на несколько корпусов, в корпусе «А». И с 1 сентября 2020 года, официальное открытие. Школа рассчитана на 1050 учеников. Прежде чем принимать в конкурсе на директора я изучал систему образования поселка Кольцово. Все детские сады, языковые частные школы, 2 действующие школы, я посмотрел, куда идут дети, где работают родители. Я знаю, что многие из родителей работают в Академгородке и увозят своих детей учиться в Горностай, лицей №130. Поэтому я не думаю, что у меня будет 1050 учеников, надеюсь, что будет 1500.

– Но ведь население в Кольцово совсем небольшое, то есть вы планируете что и сюда будут ездить из других мест?

– Да. Опять же повторюсь, я очень долго готовил свою программу развития, и знаете, по последним данным «Росстат» именно в Кольцово за последние 5 лет, это уникальный случай для Новосибирской области: естественный прирост очень сильно повышается и плюс сюда очень много миграции идет. Покупают квартиры и живут здесь. Также повторюсь, что после реализации проектов «СКИФ» и «Академгородок 2.0» еще увеличится население. Школа планируется полного дня, в первую смену мы все-таки поместим 1500 учеников, а во вторую смену это будут кружки, секции, занятия в технопарке, программирование VR (виртуальная реальность), космическая инженерия, робототехника.

– Когда, по Вашему мнению, школа выйдет на тот же уровень что гимназия №6 или лицей №130 в Академгородке?

– Первые результаты, конечно, можно будет увидеть только через 3 года, потому что 1 год — это работа команды работа с контингентом, уже после первого года работы мы будем участвовать в региональных проектах, в региональном ресурсном центре мы выберем какое-то из направлений, я думаю, что это будет надпредметные компетенции. Мы будем участвовать в национальном проекте «Специализированные классы для одаренных детей», это позволит учреждению получить дополнительное финансирование, привлекать к преподаванию профессорско-преподавательский состав вузов – это будут наши сетевые партнеры и, в том числе, субвенции на приобретение необходимой техники. Поэтому на подобный уровень первых хороший шаг произойдет только через 3 года.

– Как вы собираетесь привлекать учеников в свою школу? Они же учатся, они же дети, у них в любом случае есть свои друзья в школе и прочее.

– Я уже говорил, что школа будет открыта и в рамках подготовки к олимпиадам НТИ, у нас отдельный центр по «Wordskills», и мы будем проводить открытые хакатоны. То есть ребята приезжают из разных учреждений и работают все на одной территории. Конечно же здесь мы возьмем опыт летних профильных школ по программированию, химико-технологические, чтобы привлекать сюда из города людей. Ведь из города очень много учеников уезжают после летних профильных смен в ФМШ, в школу при НГУ, в высшей колледж информатики, поэтому этот опыт есть, и он пока что штучный.

– Вы говорили о нескольких ВУЗах, с которыми у вас будет партнерство. Какие это ВУЗы?

– Конечно же, НГУ, НГТУ. Наверное, будет очень правильным выстраивать партнерские отношения именно с ними, потому что большой процент выпускников из Кольцово поступают именно туда. Это будет СГУГиД, потому что одно из направлений у нас – это именно космическая инженерия, и именно этот ВУЗ может нам и техникой, и знаниями, кадровым потенциалом помочь.

– Какие будут преподаваться предметы? Вот Вы, допустим, говорите, что детишкам будет преподаваться космическая инженерия, такой серьезный предмет. Как вы будете доносить такое до детей?

– Пропедевтика инженерного образования начинается именно с младшей школы. Когда в рамках лабораторных работ, в игровой форме, показывать им физические эксперименты, процессы. Когда ты объясняешь теорию через практику, тем более играючи, дети это легко усваивают.

– Дети приходят, учиться им интересно, почему же тогда выпускники стараются куда-то уехать? Будет ли у Вас подготовка будущих специалистов в этой области, чтобы они оставались здесь и находили связи с иностранными партнерами, оставаясь и работая на территории РФ, в частности, наукограда Кольцово?

– В программе развития новой школы предусмотрен еще один блок – воспитательный. Программа воспитательной работы, она эффективна только тогда, когда ученики начнут говорить: «я хочу учиться и получить образование, чтобы наукоград Кольцово обошел по показателям другие наукограды, чтобы Новосибирск перестали считать 4 городом, ведь он действительно 3». То есть патриотичность к своей малой Родине, она должна быть заложена.

– Вы разрабатывали программу открытые уроки, например, каждому ученику – рабочий ноутбук. Что будет сейчас инновационного, какие гаджеты будут присутствовать в школе?

– Будет развиваться технология BYD (bring your device) – принеси свое устройство. Сейчас много говорят и уже вынесли законопроект для обсуждения о запрете мобильных телефонов в школах. Я думаю, что этот инструмент нужно грамотно использовать в обучении. Конечно, цифровая школа будет насыщена большим количеством ноутбуков и планшетов. Будут стоять открытые точки доступа. По одной простой причине, мы будем внедрять дистанционное обучение, потому дать глубокие знания по виар программированию за 2-3 часа невозможно. Но если преподаватель разработал дистанционный курс, где ребенок углубляется в знания, то это хорошо. Это цифровая школа, там будет много оборудования. Будут квадрокоптеры, которые позволят подниматься в воздух, снимать поверхность, на специальном программном обеспечении смотреть рельеф и как его равнять. Городская урбанистика. Исходя из этого, грамотно подходить к вопросам строительства домов, энергетических станций, дающих возможность возобновлять энергию (ветровые и солнечные станции). Где стоят накопители, как с точки зрения физики одну энергию преобразовать в другую, как распределить ее, и как с точки зрения экономики продать остатки энергии. Технологически насыщена она будет, но сразу скажу, что ничто не заменит живого слова учителя.

– Для Вас школы, которые расположены в Кольцово, – это конкуренты?

– Для нас школы Кольцово – это «сетевые партнеры», потому что немного разная специфика. Конкуренция будет, но только за высокоинтеллектуальных детей. На сегодняшний день нет каких-то оценочных процедур, между нами нет соревнований. Мы все здесь должны работать на одну идею – хорошее воспитание и обучение подрастающего поколения. 3 школа должна лишь дополнить систему образования наукограда.

– А вы будете готовы отдать своего ученика, допустим, в Биотехнологический лицей, если он будет проявлять больший интерес к биотехнологиям?

– Да, конечно. И, наверное, буду даже рекомендовать. Если в моей школе действительно будет ученик, который будет планировать свою жизнь связать с химией или биологией, то, конечно, будет совет перейти в лицей № 21, потому что именно на эти предметы там идет уклон.

– Есть ли у вас уже готовый персонал, которых Вы, возможно, переманите с прошлых мест работы, или кто-то на примете?

– Не буду скрывать, есть ряд учителей, которых я буду переманивать, но это будет уже тогда, когда будет штатное расписание и будет заместитель, и научный руководитель, и затем весь процесс уже и пойдет.

– И в завершении, в трех словах, какая школа будет в будущем? какой Вы ее видите?

– Школа территория успеха.


Возврат к списку

Чтобы оставить комментарий нужно войти или зарегистрироваться. Это легко!

Нашли ошибку? Выделите её, нажмите ctrl+Enter, и мы всё исправим.
© 2009-2017 Администрация р.п. Кольцово. При полном или частичном использовании материалов активная ссылка на официальный сайт kolcovo.ru обязательна. Дата обновления информации 24.08.2019

Авторизация

Регистрация

CAPTCHA

Не получается зарегистрироваться? Попробуйте ещё раз здесь