12 июля 2024

«Вы обвиняетесь!», или Чего никогда не скажет сотрудник полиции по телефону


Уже много лет сотрудники правоохранительных служб пытаются защитить простых граждан от телефонных мошенников. Почему проблема до сих пор существует, как обстоят дела с бдительностью у жителей Кольцово и каким правилам нужно следовать неукоснительно, рассказала пресс-службе наукограда Кольцово старший следователь следственного отдела межмуниципального отдела МВД России «Новосибирский» Екатерина Мурашко.

— Екатерина Сергеевна, почему до сих пор телефонные мошенники продолжают обманывать людей?

— С каждым днем видов и схем мошенничества становится всё больше. И на том конце провода, действительно, хорошие психологи. Они звонят людям, устанавливают контакт и не отпускают длительный период времени, не дают связаться с близкими и дозвониться до самих жертв. Преступники различными способами вводят граждан в заблуждение, заставляют их снимать свои денежные средства, класть их на «сохранные чеки», брать кредиты, выполнять все указания. Уверяют, что работники банка предоставляют неверную информацию и уличены в преступной деятельности, поэтому им нельзя сообщать о связи с самим жуликом.

— Какие способы обмана избираются чаще всего?

— В последнее время заявляют о случаях мошенничества на таких платформах, как «Авито» и «Юла». Люди выставляют объявления о продаже, аферисты звонят и убеждают, что хотят приобрести товар, при этом запрашивая полные реквизиты банковской карты, то есть номер, состоящий из 16 цифр, дату, до которой активна карта, и код CVV, утверждая, что хотят оплатить покупку. В таком случае средства могут быть списаны со счета, а не зачислены на него. Одного номера банковской карты достаточно, чтобы получить оплату. Также часто мошенники звонят и, представляясь сотрудником банка, сообщают о том, что с карты пытаются похитить средства, или что оформляется кредит, и чтобы его аннулировать, необходимо оформить другой через онлайн-приложение или в отделении банка.

— Как в таком случае выявить мошенника? Как поступить, чтобы не быть обманутым?

— Если вам звонят и представляются сотрудником банка/полиции/следственного комитета, любой другой структуры, необходимо оборвать разговор и перезвонить. В современном мире мы можем выйти в интернет, ввести в поисковую строку, например, отдел полиции № 1 Кольцово, перезвонить по представленному номеру и спросить, работает ли там сотрудник, который вам позвонил и представился. Случается также подмена номеров, например: при звонке высветился номер 900, вы думаете, что вам звонят из Сбербанка, полностью доверитесь человеку и предоставите все необходимые данные, возьмете кредит или переведете денежные средства, но в итоге окажется, что это мошенник. Поэтому необходимо всегда заканчивать разговор и перезванивать. Конечно, мы также ходим по адресам, допустим, с повестками, показываем удостоверения. В таком случае граждане тоже могут позвонить в дежурную часть и узнать, работает ли там определенный сотрудник. В отделе подтвердят информацию.

— Правда ли, что объектами мошенников сейчас в большой степени становятся подростки и пожилые люди?

— Сейчас уловкам мошенников подвергаются чаще всего люди 30–50 лет. Пожилые тоже есть, но их крайне мало. Они стали более ответственно подходить к звонкам и реже попадают под влияние. Бывает, что даже приходят к нам в дежурную часть.

— Если говорить именно о жителях наукограда, как вы считаете, достаточно ли они осведомлены об уловках мошенников и готовы ли дать отпор?

— Если сравнивать, допустим, с Новосибирским районом, да, в Кольцово более осведомленные жители. Мы стараемся регулярно сообщать им о способах махинаций, в том числе новых. Например, мы присутствовали на избирательных участках во время выборов Президента России и проводили беседы о том, как не попасться в руки жуликов. Работаем в школах через классных руководителей, через организации на территории наукограда. Сотрудники ППС раздают листовки.

— Существует мнение, что, когда звонят мошенники, нельзя отвечать «Да», так как голос могут записать, а потом использовать, например, дать согласие на оформление кредита и так далее? Правда?

— Нет, это неправда. Большинство людей, отвечая на телефонный звонок, говорят «Да». Чтобы взять кредит в банке, нужно позвонить с вашего телефона, одного записанного слова для этого недостаточно. Понятно, что возможна подмена номера, но у нас таких случаев не было.

— Часто мошенники представляются сотрудниками силовых структур. Чего никогда не скажет сотрудник полиции по телефону? По какому поводу сотрудник полиции никогда не будет звонить?

— Сотрудник полиции никогда не скажет в телефонном звонке «Вы обвиняетесь…» или «Против вас возбуждено уголовное дело». Такая информация предоставляется только при личной встрече, потому что во время телефонного разговора мы не видим, с кем именно общаемся. Из полиции могут позвонить в том случае, если нужно получить информацию от свидетеля, чтобы не ехать и не терять время.

— Как часто к вам обращаются жертвы мошенников? Есть статистика раскрываемости подобных преступлений?

— К сожалению, обращаются часто. Случается, за неделю может не поступить заявлений, а бывает, по одному-два человека в день. За март в Кольцово приняты шесть обращений, два раскрыты. По территории Новосибирского района — 32, в основном случаи телефонного мошенничества. Статистика раскрываемости небольшая в связи с тем, что часто граждане оформляют банковские карты за вознаграждение, привязывают их к номеру телефона и передают преступникам. Но уже есть наработанная судебная практика привлечения этих лиц к уголовной ответственности. После того, как личность продающего карту установлена, потерпевший может в судебном порядке предъявить к нему исковые требования на сумму возврата денежных средств, которая была переведена на его банковскую карту, также может быть наложен арест на имущество. Карты оформляются в основном на молодых людей возрастной категории до 25 лет. Радует то, что в 2023 году рост подобных преступлений уменьшился по сравнению с предыдущими.

Жителям наукограда , которые стали или предполагают, что стали жертвой мошенников, необходимо позвонить в Отдел полиции № 1 «Кольцово» по тел.: + 7 (383) 232-86-55 и + 7 (383) 336-66-02. Также можно обратиться лично по адресу: р. п. Кольцово, хоззона, стр. 3.


Возврат к списку


Чтобы оставить комментарий нужно войти или зарегистрироваться. Это легко!


Нашли ошибку? Выделите её, нажмите ctrl+Enter, и мы всё исправим.
© 2009-2024 Администрация р. п. Кольцово. При полном или частичном использовании материалов активная ссылка на официальный сайт kolcovo.ru обязательна. Дата обновления информации 27.07.2024

Авторизация

Регистрация

/content/news/?news=32310Код PHP" name="regform" enctype="multipart/form-data">
LOGINКод PHP]" value="" />
EMAILКод PHP]" value="" />
PASSWORDКод PHP]" />
CONFIRM_PASSWORDКод PHP]" />
NAMEКод PHP]" value="" />
LAST_NAMEКод PHP]" value="" />


Не получается зарегистрироваться? Попробуйте ещё раз здесь