17 апреля 2024
С инициативой провести мероприятие выступил Введенский приход наукограда Кольцово. Главным героем встречи-беседы стал иерей Денис Васильев.
Читальный зал библиотеки с трудом вместил всех желающих: узнать больше о том, как появились первые печатные книги, пришли ученики 6 и 9 классов Кольцовской школы № 5 и Биотехнологического лицея № 21, прихожане храма и просто интересующиеся историей жители наукограда.
Клирик Введенского прихода рассказал присутствующим, что послужило отправной точкой для появления письменности, а также почему книги до сих пор являются одной из самых востребованных технологий передачи информации:
— Книги — это способ общения между поколениями, своего рода машина времени. Человечество очень рано это осознало: все вы в рамках школьного курса слышали и про шумерскую клинопись, и про египетские папирусы, и про пергаментный свиток. Человечеству всегда было что сказать и своим потомкам, и современникам. Например, в Новгороде в XI–XIII веках была почти поголовная грамотность, об этом ярко свидетельствуют берестяные грамоты.
На вопрос ребят, как раньше на Руси выглядели книги, оратор ответил так:
— Десять веков назад каждое написанное издание являлось сокровищем. На его изготовление не жалели ничего, даже такого дорогостоящего материала, как пергамент — это тонкая, выделанная особым способом телячья шкура. Книга выглядела как что-то действительно ценное — дерево, обтянутое специально выделанной кожей, переплетенное шнуром и, от греха подальше, запертое на замок или два. Но самым ценным в книге был труд рукописца.
Чтобы ребята поняли, насколько тяжела была работа монаха в скриптории (мастерской по переписке рукописей. — Прим. ред.), Денис цитирует знаменитый роман Умберто Эко «Имя розы»:
«В ту пору еще я лишь малейшую частицу своей жизни отдал скрипторию, однако гораздо большую часть жизни я посвятил ему впоследствии и по себе знаю, какие телесные страдания приносит писцу, рубрикатору или изыскателю долгий зимний день, проведенный за письменным столом, когда коченеют скрюченные пальцы на стилосе (притом, что и в самой нормальной температуре через шесть часов работы у большинства людей пальцы сводит мучительнейшей "монашьей судорогой"), а указательный палец ноет так, как будто по нему били молотками. В чем и коренится причина того, что на полях различных рукописей мы здесь и там встречаем фразы, оброненные писцом между делом, как знаки претерпеваемых им, а иногда и нестерпимых страданий, к примеру, такие: "Слава тебе Господи, начинает темнеть", или: "Эх, в эту бы пору толику доброго вина!", или в таком духе: "Сегодня холодно, ничего не видно, пергамент волосатый, и выходит скверно". В старой пословице сказано: пером правят три пальца, а работает все тело. И работает, и устает, и болит».
С большим удивлением узнали школьники от служителя церкви, что именно труд переписчиков в силу своего изначального несовершенства (живые люди не могли создавать идеальных копий книг) в конечном итоге закончился старообрядческим расколом:
— Большое количество ошибок, которые невольно допускали переписчики, делали книги практически неиспользуемыми, не говоря уже о том, что в богословской литературе никакие опечатки и описки принципиально не допустимы, они могут серьезно исказить смысл написанного.
Начало массовому тиражированию печатных изданий положил Гутенберг (эта фамилия оказалась знакома некоторым старшеклассникам):
— Способ, который изобрел европеец Гутенберг, в тысячи раз ускорял процесс создания книги. Внедрение печатного дела было также связано с успехами военных завоеваний. В 1552 году к Москве были присоединены Казанское и Астраханское ханства. Эти территории было необходимо покрыть сетью епархий, приходов и, соответственно, храмов, потому что Русь была православной. Для того чтобы функционировала одна-единственная церковь, в ее распоряжении должно было находиться около 30 книг. В продаже нужного количества изданий не было, тогда Иван Грозный решил организовать книгопечатание, — рассказал священнослужитель.
Самую интересную информацию Денис Васильев приберег на конец встречи. Касалась она «первопечатника земли русской» Ивана Федорова, а именно книги им созданной, которую совершенно случайно обнаружили в епархии в канун юбилея:
— В библиотеке Новосибирской православной духовной семинарии обнаружили редчайший экземпляр старопечатной книги работы Ивана Федорова, которая называется «Псалтырь с Часословцем». Нашли ее специалисты ГПНТБ, книга была издана в Виленском Заблудуве и датируется 1570 годом. Это пятый известный экземпляр во всем мире.
Завершилось мероприятие демонстрацией книг, изданных до XX века.
Около 50 школьников пришли в библиотеку Кольцово узнать о православных книгах
В четверг, 11 апреля, в Кольцовской городской библиотеке состоялась встреча, приуроченная ко Дню православной книги и 100-летию Новосибирской епархии.С инициативой провести мероприятие выступил Введенский приход наукограда Кольцово. Главным героем встречи-беседы стал иерей Денис Васильев.
Читальный зал библиотеки с трудом вместил всех желающих: узнать больше о том, как появились первые печатные книги, пришли ученики 6 и 9 классов Кольцовской школы № 5 и Биотехнологического лицея № 21, прихожане храма и просто интересующиеся историей жители наукограда.
Клирик Введенского прихода рассказал присутствующим, что послужило отправной точкой для появления письменности, а также почему книги до сих пор являются одной из самых востребованных технологий передачи информации:
— Книги — это способ общения между поколениями, своего рода машина времени. Человечество очень рано это осознало: все вы в рамках школьного курса слышали и про шумерскую клинопись, и про египетские папирусы, и про пергаментный свиток. Человечеству всегда было что сказать и своим потомкам, и современникам. Например, в Новгороде в XI–XIII веках была почти поголовная грамотность, об этом ярко свидетельствуют берестяные грамоты.
На вопрос ребят, как раньше на Руси выглядели книги, оратор ответил так:
— Десять веков назад каждое написанное издание являлось сокровищем. На его изготовление не жалели ничего, даже такого дорогостоящего материала, как пергамент — это тонкая, выделанная особым способом телячья шкура. Книга выглядела как что-то действительно ценное — дерево, обтянутое специально выделанной кожей, переплетенное шнуром и, от греха подальше, запертое на замок или два. Но самым ценным в книге был труд рукописца.
Чтобы ребята поняли, насколько тяжела была работа монаха в скриптории (мастерской по переписке рукописей. — Прим. ред.), Денис цитирует знаменитый роман Умберто Эко «Имя розы»:
«В ту пору еще я лишь малейшую частицу своей жизни отдал скрипторию, однако гораздо большую часть жизни я посвятил ему впоследствии и по себе знаю, какие телесные страдания приносит писцу, рубрикатору или изыскателю долгий зимний день, проведенный за письменным столом, когда коченеют скрюченные пальцы на стилосе (притом, что и в самой нормальной температуре через шесть часов работы у большинства людей пальцы сводит мучительнейшей "монашьей судорогой"), а указательный палец ноет так, как будто по нему били молотками. В чем и коренится причина того, что на полях различных рукописей мы здесь и там встречаем фразы, оброненные писцом между делом, как знаки претерпеваемых им, а иногда и нестерпимых страданий, к примеру, такие: "Слава тебе Господи, начинает темнеть", или: "Эх, в эту бы пору толику доброго вина!", или в таком духе: "Сегодня холодно, ничего не видно, пергамент волосатый, и выходит скверно". В старой пословице сказано: пером правят три пальца, а работает все тело. И работает, и устает, и болит».
С большим удивлением узнали школьники от служителя церкви, что именно труд переписчиков в силу своего изначального несовершенства (живые люди не могли создавать идеальных копий книг) в конечном итоге закончился старообрядческим расколом:
— Большое количество ошибок, которые невольно допускали переписчики, делали книги практически неиспользуемыми, не говоря уже о том, что в богословской литературе никакие опечатки и описки принципиально не допустимы, они могут серьезно исказить смысл написанного.
Начало массовому тиражированию печатных изданий положил Гутенберг (эта фамилия оказалась знакома некоторым старшеклассникам):
— Способ, который изобрел европеец Гутенберг, в тысячи раз ускорял процесс создания книги. Внедрение печатного дела было также связано с успехами военных завоеваний. В 1552 году к Москве были присоединены Казанское и Астраханское ханства. Эти территории было необходимо покрыть сетью епархий, приходов и, соответственно, храмов, потому что Русь была православной. Для того чтобы функционировала одна-единственная церковь, в ее распоряжении должно было находиться около 30 книг. В продаже нужного количества изданий не было, тогда Иван Грозный решил организовать книгопечатание, — рассказал священнослужитель.
Самую интересную информацию Денис Васильев приберег на конец встречи. Касалась она «первопечатника земли русской» Ивана Федорова, а именно книги им созданной, которую совершенно случайно обнаружили в епархии в канун юбилея:
— В библиотеке Новосибирской православной духовной семинарии обнаружили редчайший экземпляр старопечатной книги работы Ивана Федорова, которая называется «Псалтырь с Часословцем». Нашли ее специалисты ГПНТБ, книга была издана в Виленском Заблудуве и датируется 1570 годом. Это пятый известный экземпляр во всем мире.
Завершилось мероприятие демонстрацией книг, изданных до XX века.